..технологии поставок и снабжения
 
     
главная / хозяйство и территория / доклад "проблематика ресурса для образовательного комплекса территории"




Федеральное агентство по образованию
Областной координационный совет по реализации государственной кадровой политики
Министерства Ульяновской области
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Ульяновский государственный педагогический университет им.И.Н.Ульянова
Научно-методический центр профессионального образования УИПКРО
Кафедра технологического образования УИПКРО


II Областная научно-практическая конференция
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
20-21 марта 2008
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Виталий СААКОВ, руководитель PRISS-laboratory, и Вера МУЗЫКАНТОВА, управляющий ГК Сигма-СИВ.В.Музыкантова, управляющий ГК Сигма-СИ
В.В.Сааков, руководитель PRISS-laboratory
ПРОБЛЕМАТИКА РЕСУРСА ДЛЯ УЧЕБНЫХ И СЛУЖЕБНЫХ
(ХОЗЯЙСТВЕННЫХ) РАБОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ПОСТАВЩИКА

Данное сообщение ставит своей целью постановку вопросов, и не спешит с ответами, особенно скорыми. Это тем более принципиально, что перед средней школой обозначились не только серьезные методические, но и самые что ни на есть реальные практические задачи, чего еще нет ни перед специальными учебными заведениями, ни, тем более, перед школой высшей. Откуда задачи? Культурный, демографический и миграционный сдвиги оголяют рабочие места в производственно-промышленном секторе народного хозяйства. А это прямая внутренняя угроза безопасности страны. Поэтому в деле решения этих задач здесь вполне правомерна определенная аналогия с масштабом и значением пятилеток индустриализации СССР.

РАБОЧИЕ РАЗЛИЧЕНИЯ
Прежде, чем подступиться к проблематике ресурса и его поставкам в сферу производственного и технологического обучения, необходимо сделать предварительные различения. Вне этих различений неизбежны смешения внешних явлений и внутренних причин т.н. дефицита рабочих кадров, квалификационных уровней, состава специализаций и прочих разговорных клише. И, следовательно, принятие необоснованных, а то и неблагоразумных, если не вредных, решений. Решений как в направлении трансформации производственного обучения и технологического образования, так и в перестройке и оснащении их отдельных звеньев.
Производство и предприятие
Сегодня, во времена с рынком, практически любое заведение и организация, даже если они учреждены как абсолютные иждивенцы (государственные или корпоративные), вынуждаемы и побуждаемы к рыночным схемам поведения. В одних случаях это противоречит их назначению, в других подкрепляет его. Учебное заведение учреждается как производственное с целью соблюдения, как и в случае с любым производственным заведением, (пред-) заданных параметров выходного продукта. Таковыми могут быть параметры воспитательные, знаниевые, квалификационные и т.п. Следовательно, стандартизация (производственная) распространяется на всю структуру учебного заведения. И всякое отклонение от вмененных стандартов в том или ином уровне организационно-функциональной структуры, в той или иной ее части отрицательным образом сказывается на параметрах выходного продукта.
Учебное заведение учреждается как предприятие с целью реагирования на внешние изменения или на достижение определенных результатов. Изменения могут отслеживаться в текущей конъюнктуре, а достижения должны планироваться в горизонте культуры. И для первого, и для второго требуются постоянная целевая и ситуационная реорганизация. Ей - реорганизации - подлежат и сама структура учебного заведения, и его продукты.
Продукт, товар, ресурс
Учебное заведение и в форме производства, и в форме предприятия нуждается в покрытии своих расходов - физических, нефизических, символических. Расходы (искусственные траты и естественные убыли) могут покрываться извне продуктом, товаром и ресурсом. При этом продукт назначен к покрытию расходов только и только заведения-производства. Более того, товар и ресурс не могут покрывать расходы заведения-производства в силу функциональной невосприимчивости к ним организационной структуры последнего. И напротив, заведение-предприятие покрывает свои расходы исключительно приобретением товара и ресурса. Более того, попытка заведения-предприятия обратиться к внешнему продукту рискованна для его реорганизационных возможностей и способностей. Следует добавить, если расходы существуют как физические, нефизические и символические, то и покрытие расходов - соответственно. Уточнение: прямое соответствие формы существования расхода и покрытия не необходимо.
СИТУАЦИЯ
Основываясь на данных различениях теперь возможно дать оценку ситуации учебного заведения в части восполнения своих производственных и предпринимательских расходов.
Образовательное учреждение в рынке и хозяйстве
Не смотря на то, что образовательное учреждение может (а то и должно) быть предприятием, это все же специфическое предприятие - это предприятие культурное, а не бизнес-предприятие. Поэтому оснащение его работ не может и не должно обретать сугубо рыночный характер. Следовательно, данная задача оснащения решается в значительной своей части как хозяйственная. А так как хозяйственная, то форма восполнения расходов по преимуществу является продуктной и ресурсной.
Отсутствие инфраструктуры и институтов снабжения
В СССР наряду с Госпланом существовал Госснаб. Сегодня снабжению подлежат, за редким исключением, только военно-стратегические объекты. Следовательно, они ограждены от издержек рыночного восполнения своих расходов. "Объекты" образования и воспитания к таковым не отнесены, а, следовательно, не ограждены от издержек рыночного поведения (рисков несимметричных сделок). Принимаемые Правительством РФ решения в части поставок в адрес бюджетополучателей (например, пресловутый 94-й закон) в практике своего применения скорее направлены на контроль денежных расчетов, нежели на рационализацию хозяйственных процессов. Рачительное хозяйствование массы образовательных учреждений нуждается в становлении институтов снабжения и развертывания его инфраструктуры. В противном случае практика применения положений 94-го закона будет вступать и далее в противоречие с существующей практикой хозяйствования.
Вопросы покрытия расходов образовательного учреждения
Таковые можно обозначить в более-менее полном объеме только при помощи специального изображения (Приложение 1). На нем выделены значимые альтернативы в подходе к принятию решений о составе и форме покрытия расходов образовательных учреждений профессиональной подготовки. Отметим некоторые альтернативы:
что является выходным продуктом учебного заведения - рабочие руки индивида или производственные квалификации (а точнее, индустриальные)?
что значит покрыть расходы учебного заведения - отчитаться по какому-либо результату, передать продукт, продать товар, поставить ресурс?
как оценивать результативность деятельности учебного заведения - в валовом показателе его выходного продукта, по величине освоенных им средств, через показатели развития территории, рост и умножение ее хозяйственных единиц, в процветании населения?
ЦЕЛИ ПОСТАВОК
Квалификационный ресурс как продукт образовательного учреждения
Прежде всего, здесь следует акцентировать организационно-технический и технологический смысл т.н. поставки. Поставки следует подразделять на торговые и производственные. Грубо говоря, первый вид поставки - это поставка на склад (с целью дальнейшего ею распоряжения). Второй вид поставки - это поставка в производственный, технологический или хозяйственный процессы. Если организация-приемщик не мыслит себя сугубо хранилищем, а другими словами, ее функция не состоит в создании, хранении и обслуживании запасов (не говоря об их проедании), то она должна рассчитывать непременно на производственные поставки. Рассчитывать - значит избегать излишних трат в расходах. А расходы неизбежны, т.к. предстоят дополнительные манипуляции с доставляемыми грузами. При этом, если деятельность организации-приемщика оценивается не по валовым показателям и не по величине освоенных средств, но по ресурсным характеристикам выходного продукта, то все виды поставок, исключая производственную, так или иначе негативным образом влияют на ценность выходного продукта. Его предельная ценность - быть квалификационным ресурсом. Что это значит? Это значит, что оценка выходного продукта образовательного учреждения задается через ценность выходного продукта того учреждения (производственного в широком смысле), в котором задействуются квалификации, производимые первым (образовательным учреждением в узком смысле). Именно поэтому любое учебное заведение, производящее квалификации, следует рассматривать в функции ресурсного центра. Представляется очевидным, что квалификационный ресурс подлежит именно поставке, но никак не "отгрузке на склад", "выбросу на рынок" или, что еще несуразней, "выпуску специалистов". Контракт между учебным и производственным заведениями о найме выпускника вряд ли достигает этой цели. Объяснение в том, что производственное заведение не является здесь непосредственно работодателем, а есть только и только звено в цикле жизни квалификаций и их носителей.
Структура квалификационного ресурса
Итак, замыкающей целью поставок в учебные и служебные (хозяйственные) работы образовательного учреждения служит квалификационный ресурс (смотри Приложение 2). Как только что было отмечено выше, квалификационный ресурс существует в обращении - на рынке труда, человеческого капитала или собственно рынке квалификаций. И не только в обращении - он вступает в различные кооперационные связи хозяйства (народного или корпоративно-отраслевого). Следовательно, квалификационный ресурс в силу способа своего существования далеко не является "вещью", некой отдельностью, а всецело структурой. Насколько будет продумана структура квалификационного ресурса, настолько и можно будет рассчитывать на экономические позитивы в территориальном хозяйствовании.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТ
В соответствие с духом времени работы должны направляться четырьмя "И":
Институты
Из тактических соображений территориального развития следует восстановить в своих принципиальных чертах прежний институт снабжения, а в стратегическую перспективу региона заложить юридический, экономический и хозяйственный механизмы становления института "Поставщик ресурса для территории".
Инфраструктуры. Инновации
Восполнение и покрытие расходов образовательных и производственных учреждений должно вестись на инновационной основе. Инфраструктура поставок и снабжения могла бы в этом случае выступить целым комплексом инновационных решений и подходов в деле рационального хозяйствования на территории.
Инвестиции
Обращение квалификационного и других ресурсов в среде хозяйственных субъектов, административных органов, учебных заведений и предприятий-поставщиков должно проектироваться как инвестиционная деятельность. Для этого необходимо каталогизировать парные и более длинные цепочки "инвестор - инвестируемый" по всему составу важнейших (стратегических) связей в структуре территориально-хозяйственного комплекса.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Упор проблематики подготовки рабочих и специалистов для нужд экономики на связке "учебное заведение - производственная организация" чреват сильным переупрощением механизма поставки квалификационного ресурса в экономические планы территории. Разумным подходом здесь видится тщательный и скрупулезный пересмотр представлений и способов управленческих, учебных и хозяйственных работ. Благо, что за короткий период реформ и перестройки они не успели врасти "в плоть и кровь" управленцев, педагогов и хозяйственников, будучи пока временными и эпизодическими заимствованиями с дальних и недальних территорий, никак не являющихся аналогом нашей.
© 18 марта 2008, Виталий СААКОВ и Вера МУЗЫКАНТОВА
© опубликовано 24 марта 2008
^^^вверх