..технологии поставок и снабжения
 
     
главная / о группе компаний / средства масс.коммуникаций / "деловое обозрение", 2001, октябрь, #11
ТЕХНОЛОГИЯ КАК АГЕНТ КУЛЬТУРЫ, или ХОРОШИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИРМЫ "СИГМА-СИ"
Лаборатория PRISS опять представляет на страницах журнала фирму “Сигма-СИ”. Все это (смотри также ДелО №10) уже становится похоже на пресловутые прошлые мероприятия по распространению передового опыта. Тем не менее, PRISS не служба по обобщению и внедрению чьего-либо опыта, не оценщик чьих-либо достоинств, не жюри (хотя название и навевает подобные ассоциации). Более того, лаборатория не рекламный агент и не рекламодатель. И все-таки помещает в “ДелО” еще одну – живую, т.е. реальную, а не рекламную картинку – о “Сигме-СИ”. Назвать ее можно было бы “Сигма-Технологии”, а картинку в предыдущем журнале – “Сигма-Принципы”. Здесь мной двигает не любовь к графомании и публикаторству, объяснить это можно только “пересечением” ряда параметров PRISS и “Сигма-СИ”. “Пересечение” в следующем:
в понимании целей и принципов бизнеса,
в понимании его результатов и продуктов,
в понимании ресурсов бизнеса,
в понимании управления им.
Другими словами, если это все сказанное и остальное несказанное суммировать, то в понимании суммы технологий современного бизнеса. И это при всем различии юридических лиц, организационно-правовых форм, видов услуг, клиентуры и пр. Но эти различия не существенны. Это – не технологические различия. Совпадаем мы в главном – оба агенты рынка. Но только в том смысле, что есть агенты – действительные, а рынка – действительного – еще нет. Хотя страна уже дважды прожила сроки когда-то отведенные ей на индустриализацию, дважды просрочила время, когда-то отведенное ей на восстановление разрушенного войной хозяйства. Сколько лет отпущено строительству рынка? Его – и рынка и строительства - по правде говоря, не дождаться, если не обнаружились агенты рынка. И так сегодня во всем: сначала агент, а потом уже все остальное добро.

Первый технологический пункт
“Бизнес” - значит про рынок. “Технологии бизнеса” – значит о технологиях рынка. Т.е., не про нас, а про них (за океаном, за рубежом, в соседнем регионе…). В свидетелях, комментаторах, в переводчиках про то “как у них” нет недостатка. Недостаток в агентах. Добро приходит не за переводчиком, а за агентом(1).
Это первый технологический пункт. Итак, я утверждаю, что “Сигма-СИ” – агент рынка. Свидетельство тому – она агент рыночных технологий. Не закупочно-сбытовых, а именно рыночных (сегодня даже сферы образования и медицины умудряются обрядиться в закупочно-сбытовые технологии). Кто этого не различает, может обратиться к Фирме (или к моим студентам, тоже, кстати, агентам, только “чего” – это пока тайна, но уже моей фирмы).
Второй технологический пункт
При одном условии: сначала сообрази, в каком цикле предприятия ты находишься. А то может в твоей фирме вообще на это… Или зациклились на ценах, ассортиментах, услугах и прочих “недоциклах”. Понимание и четкая фиксация цикла своего (или чужого) предприятия – это второй технологический пункт. Здесь я отмечу только, что “Сигма-СИ” не только переходит из одного цикла в другой, но и отпочковывает их иногда от себя в виде т.н. “структурных подразделений” (ради справедливости необходимо отметить, что в городе есть нечто подобное вроде еще у одной-двух фирм, но не ручаюсь, не проверял).
Третий технологический пункт
(и последний по списку)
Взялся за перечисление, так перечисляй - должен сказать сам себе, да и читатель вправе потребовать. Ответ "всего не перечислить" - хотя и правильный, но не корректный. Зато корректно и к месту сказать, что если твоя фирма накрылась "вдруг" мировой волной технологизации, то не барахтайся, не глупи, а только радуйся. Покатает-покатает волна фирму-булыжник и выбросит на берег отшлифованным, т.е. технологичным бизнесом. Скажу больше: лови волны технологизации, седлай их. Вот так с ходу этого, конечно, не сделаешь. И не всегда в одиночку это удается. Здесь, как и в любом не простом деле, нужна своя технология. Тем самым я указал на еще не законченный очередной цикл очередного предприятия все под тем же фирменным названием "Сигма-СИ". Здесь же укажу на не совсем второстепенный момент. Технологии бизнеса не покупаются. Купить можно разве что закупочно-сбытовую линию, и то изрядно переплатив за 100-процентный second hand. Технологии бизнеса, как я уже сказал, есть результат технологизации бизнеса (заметьте, это далеко не тавтология). Технология никогда не является результатом покупки(2). В этой сноске №2 о т.н. информационных технологиях.
Заметки на полях
Компьютеры (со всем мыслимым и не мыслимым дополнением к ним) купить можно. Нельзя купить информационную технологию. Ее нужно сделать. И чем сразу в ней будет меньше места для компьютеров, тем больше места будет для информационных процессов. Т.е. для тех процессов, которыми только и должен управлять управленец (а здесь извините за тавтологию). Именно так создавались и создаются информационные технологии всемирно признанными агентами мирового рынка. Потом уже информационная технология может присоединять к себе (если ей это будет нужно) и компьютерную технику. И если ты еще не всемирно признанный агент и еще не мирового рынка, то все равно должен поступать точно также. Точно также, как "Сигма-СИ". Осмелюсь утверждать, что в городе больше не найти ни одной фирмы, сумевшей решить эту технологическую задачу бизнеса. Подчеркиваю - технологическую. А технических решений, точнее, предложений в городе даже избыток(3).
Но эти решения ни только не технологические, но и не бизнеса и не для технологий бизнеса. Это решения различных техников и для техников. Не хотел бы вызывать гнев компьютерщиков, программистов, автоматизаторов, информационщиков... и прочих техников на себя и рикошетом в адрес "Сигма-СИ". Но вот те же техники уже сами вызывают на себя критику (мягко сказано) со стороны технологичного бизнеса. Думаю, что в формате какой-нибудь встречи "без галстуков" фирма "Сигма-СИ" поддержала бы и продолжила разговор на данную тему (например, в редакционном формате журнала "ДелО").
Эта заметка на полях все же достойна внимания (поэтому не в сноске). Технологии недопустимо быть фетишем, даже техническим фетишем. В этом случае она перестает быть собственно технологией, становясь предметом почитания, молитв, заклинаний.
В этом же ключе (т.е списочно или критически) я мог бы продолжать и далее. Подтянул бы сюда технологии управления, технологии финансов, технологии персонала. И все это на фоне и на примере фирмы "Сигма-СИ". Или почти все ("почти" - это реверанс в сторону цензоров рекламы). Но это "почти" - только пока, до времени. Агент - все же есть агент. Он не сидит на месте.
Сумма технологий
Лучше я покажу сам ключ, которым, образно говоря, "Сигма-СИ" открывает и включает свои технологии бизнеса (необходимые тому или иному циклу того или иного своего предприятия). Сегодня этот ключ Фирма называет "ЧЕЛОВЕК ДЕЙСТВУЮЩИЙ" (инструментальный, если хотите, а также конструктивный, техничный, функциональный...). При этом не важно, кто этот человек и откуда он, из своей Фирмы или, что называется, "с улицы". Он должен действовать. Поскольку человек. И по большому счету существует всего одна единственная технология - технология действия. Все остальные - это лишь различные компенсации ее отсутствия. Создай технологию действия, дела, а потом тащи, откуда можешь техники маркетинга, менеджмента, персонала, всевозможные логистики, техники принятий решений, тренинги(4).
... Конечно, всегда есть возможность попользоваться техникой. Например, техникой розлива Coca-Cola`ы. И даже заработать на этом. Но нет никакой возможности воспользоваться технологией Coca-Cola.
И точно также нет никакой возможности попользоваться (даже за деньги) технологией управления, технологиями маркетинга, производственными технологиями... - все в сумме технологиями действия и дела, то бишь бизнеса. Кто же отдаст свой бизнес, то бишь свое дело? Поделиться (с коммерческим расчетом) своей техникой (благо, "у них" ее навалом) - это пожалуйста.
Тем не менее, агент рынка "Сигма-Си" не прячет и не будет прятать свои технологии дела от агентов же рынка (лишь бы это не было их самонаименованием). Были бы таковые. Одному, даже агенту, очень трудно и долго конструировать рынок - тот же рынок инструмента. И сам по себе рынок инструмента это еще не действительный рынок. Ему требуется тот же рынок квалификаций. И не только он. А им всем необходимы рыночные инфраструктуры и метасистемы рынка. Действительные, действующие. И опять всего не перечислить. Прорва задач. А при всем при этом еще и торговать успевать надо. Как-никак Фирма-то коммерческая, не госпредприятие. Но, как я понимаю, уже давно нет сомневающихся в том, что "Сигма-СИ" - фирма действующая, более того - действующий агент. Это значит дважды агент, агент в квадрате. Это и есть фирменная технология. Смотри, если есть умные глаза, на "Сигму-СИ" - увидишь технологию бизнеса.
вверх^^^
-------------------------------------------
(1) - Очевидцы рассказывают. После окончания второй мировой войны американцы стали строить военно-воздушные базы на островах Фиджи. Они сначала не обращали внимания на странное поведение фиджийцев, а состояло оно в следующем. Фиджийцы стали вырубать в лесу просеки и сидели сутками вдоль них. Потом стали на просеках разводить костры и сидеть (не евши, не спавши) подле них неделями. Тогда американцы позвали этнографов. Этнографы разобрались и объяснили “причуды” фиджийцев. Островитяне видели, что к американцам прилетают “большие железные птицы” и дарят белым всякое “добро” в неограниченном количестве. Решили фиджийцы и у себя завести подобный ритуал и традицию встречи больших добрых птиц. Место расчистили, но птицы не летят. Проверили правильность ритуала у белых. Добавили огоньков, но птицы не летят… Если бы не этнографы, то умерли бы фиджийцы с голоду, так как все дела хозяйственные забросили.
(
2) - Хочется привести еще одну иллюстрацию. Как только не пытаются сегодня информатизировать бизнес: любые тебе программы "1С", локальные сети, выходы в INTERNET, экспертные системы, базы данных... Ну, чем не технологии! А вот подсчет прибыли здесь пока ведут только владельцы соответствующих закупочно-сбытовых линий (смотри сноску о фиджийцах). Это говорит только о том, что ни в фирме не текли и не текут информационные процессы, ни фирма не включена в информационные потоки.
(
3) - Кстати, в недавнем интересном разговоре с руководством "Мозаики" мы не сошлись в точках зрения на заурядный пункт т.н. рынка ("т.н." потому, что речь шла о его моделях). Могут ли на рынке предложения превышать спрос? С моей точки зрения это вообще антирыночная ситуация, более "анти", чем сам антипод рынка под названием социализм. Так что, если подыскивать здесь подходящее слово к "избыточным предложениям", то во всяком случае только не услуга (разве что медвежья).
(
4) - И вот вам последний (по списку) "технологический" совет от "Сигма-Си": только не забывайте при этом некоторые басни Крылова и их персонажи. И от меня: не забывайте, что мы не папуасы и потому не должны платить за "стеклярус", каким бы соблазнительным он не был.
© СААКОВ Виталий, PRISS-laboratory, 10 октября 2001
вверх^^^