..технологии поставок и снабжения
 
     
главная / хозяйство и территория / профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики, 2008, декабрь 11
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СНАБЖЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОСТАВОК
вместо отчета по истекшему году и вместо плана на предстоящий год
 

11 декабря 2008г. в Москве, в Академии народного хозяйства группа ульяновцев работала на конференции "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики". Состав группы был весьма достойным: местный министр образования, директор учебного заведения, учредитель бизнес-предприятия, исполнительный директор ассоциации произодственных бизнесов...

Для ГК СИГМА-СИ организация конференций по образовательной тематике, участие в них и реакция на таковые уже стало нормой и содержанием бизнес-деятельности(
1). Поэтому в последнее время технологии поставок и снабжения ГК СИГМА-СИ максимально развернуты в сторону образовательно-хозяйственного комплекса территории. Группа считает, что именно он охватывает собой все остальные территориально-хозяйственные комплексы, что именно он является определяющим источником инвестиций и инноваций в экономику и хозяйство территории. А т.н. внешние инвестиции и инновации только сопричастны инвестициям и инновациям, следующим из образовательно-хозяйственного комплекса.
При этом Группа отчетливо понимает, что столь сильное влияние образовательно-хозяйственного комплекса на экономику территории имеет две стороны: негативную и позитивную. Группа также ясно осознает, что в последние десятилетия преобладала именно негативная сторона. Печальное положение дел с АвтоУАЗом, Авиастаром, не говоря уже о промышленных предприятиях второго эшелона, служат тому иллюстрацией.


принципиальная схема поставок и снабжения
Образовательно-хозяйственный комплекс уже давно не поставляет экономике региона ни научного, ни технического, ни трудового ресурсов. При этом остается крайне неудобный вопрос: это порок самого комплекса, неуклонно накапливаемый год за годом, десятилетие за десятилетием, или это порок, прежде всего в тех, кто им управляет?
Принципиальный ответ на этот вопрос и был закреплен в программных и итоговых документах российской конференции: форма и содержание обучения ничего не стоят, если при их создании не руководствуются характером (проблемами и перспективами) т.н. реальной экономики (не важно, государственной или частной).
Наверное, не стоит говорить о руководящей роли бизнеса СИГМА-СИ в модернизации системы профессионального обучения в Ульяновской области, но исходить необходимо именно из подобной установки(
2). Нужно верить, что придет день, когда местное бизнес-сообщество примет на себя задачу культивирования и выращивания квалификационных ресурсов территории. Именно с таким умонастроением ГК СИГМА-СИ участвовала в представительной конференции, о чем, надеемся, и свидетельствуют публикуемые ниже тезисы.
конференция
Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики
программа и регламент

11.40 - 13.30
секция
РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
модераторы:
Д.В.Пузанков, ректор Санкт-Петербургского государственного института электронной техники
Ф.Т.Прокопов, исполнительный вице-президент РСПП

тезисы
ДВА УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
авторы PRISS-laboratory, ГК СИГМА-СИ (Ульяновск)
1. Для практического развития содержания образования необходимо использовать два механизма. Первый - внешний по отношению к системе профобразования, он может быть определен как "производственный", (в широком и узком смысле). Второй - внутренний, "учебный" прежде всего для самих организаторов профессионального образования. Оба механизма изменяют и развивают содержание образования посредством влияния на организационные формы образования. Поэтому данные формы должны быть исключительно гибкими.
2. Действительное развитие содержания образования имеет место только при соорганизации обоих механизмов. Организационной формой, посредством которой в данном случае возможно развитие содержания образование, выступает "учебное производство", оно же и "производственное обучение". Подбор "производственного" и "учебного" механизмов исходит из целей и задач регионального развития - поддержки тех направлений деятельности, которые составляют потенциал развития региона.
3. Требования на приемы соединения обоих механизмов в организационной форме образования, а также на изменение самой формы должны быть заложены непосредственно в учебный план образовательного учреждения (ресурсного центра или центра профессиональных компетенций). Соответственно, учебный план из т.н. расчасовки на фиксированный отрезок времени превращается в средство управления изменениями в образовательном процессе (по аналогии с управлением производственным процессом). Изменения в образовательном процессе, в свою очередь, диктуются изменениями в положении дел с региональным развитием.
4. Таким образом, обеспечение, с одной стороны, гибкости и определенной сложности организационных форм профессионального образования, и, с другой стороны, ответственный учет положения дел в развитии региона составляют необходимые и, возможно, достаточные условия развития содержания профессионального образования.

15.40 - 17.30
секция
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
модераторы:
А.Е.Волков, ректор Московской школы управления "Сколково",
А.А.Судленков, директор Чебоксарского электромеханического колледжа, председатель президиума Совета директоров учреждений НПО РФ

тезисы
СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
авторы PRISS-laboratory, ГК СИГМА-СИ (Ульяновск)
1. Чтобы сформировать видение дальнейшего развития системы профессионального образования на основе Приоритетного национального проекта "ОБРАЗОВАНИЕ", необходимо, прежде всего, определить главный результат 2-х летней истории ПНП и дать ему аналитическую и проектную оценку. Главным результатом следует считать сложившийся в системе профессионального образования оргуправленческий актив и, что то же самое, - оргуправленческую компетенцию.
2. В чем ее назначение? В эффективном распоряжении денежными средствами, полученными в конкурсе ПНП. На эти средства невозможно отстроить современное учебное здание, невозможно произвести техническое перевооружение существующего учебного заведения. Эти средства не для решения хозяйственных задач, как бы они не были связаны с нуждами обучения. Так в чем эффект конкурсного финансирования, т.к. результаты у победителей различны и зависят от сумм финансирования, а эффект должен быть вполне общим? Эффект состоит в обеспечении стартовых условий для введения современного стандарта квалификационно-технологического соответствия.
3. Что под ним подразумевать? Одна из решающих целей ПНП "ОБРАЗОВАНИЕ" состоит в преодолении значительных технических и квалификационных рассогласований между производством и профобразованием. Реализация ПНП "ОБРАЗОВАНИЕ" как национального проекта не могла и не должна была повсеместно ликвидировать это вопиющее несоответствие, но в ходе реализации ПНП на местах могли и должны были быть найдены принципиальные решения.
4. В чем? Если в распоряжении имеется вполне квалификационный ресурс, то финансирование направляется преимущественно на технику. Если имеется определенный технический задел, то финансирование используется в первую очередь для привлечения квалификационного ресурса. Этим решается вовсе не хозяйственная задача, а закладывается условие квалификационно-технологического соответствия в настоящий момент и на будущее. Хозяйственные задачи при этом решаются параллельно, а здесь требуется небанальный организационно-проектный подход. Чтобы его предпринять, также необходим соответствующий квалификационно-технологический ресурс. Таковым выступает партнерство. Оптимальное партнерство включает в себя деятельных представителей государства, бизнеса и экспертно-консультационного сообщества.
5. Более детальная схема. Исходя из конкретной (у всех разной) суммы финансирования необходимо создать базу для следующего шага ПНП "ОБРАЗОВАНИЕ" - для пакета пилотных проектов. Назначение пакета - наметить направления преодоления квалификационно-технологических разрывов в регионе. Пути и способы преодоления у всех различны, т.к. определяются региональной спецификой, следовательно, дело здесь не в масштабе, а в выверенности направлений, которую обеспечивает тройственное деятельное партнерство.
6. В соответствие с ней партнерством уже подготовлены два пилотных проекта. В первом участвует глобальная техническая компания (в 20-х числах декабря состоится официальное протокольное подписание проекта между компанией и региональным правительством). Во втором участвуют региональная Ассоциация производителей мебели и региональное Отделение РСПП. Глобальная компания будет поставлять технологические компетенции, соответствующие мировому уровню. Ассоциация производственных бизнесов и отделение РСПП входят в пилотный проект учебным и опытным производством с целью задания регионального квалификационно-технологического стандарта. Т.о., намечены два направления, ведущие к мировому и региональному уровням квалификационно-технологического соответствия. Поэтому есть основания считать, что наши пилотные проекты в организации профессионального образования придают ему роль одного из механизмов развития региона.

(1)
- Смотри здесь материалы:
- Оснащение материально-технической базы производственного обучения,
- Формулировка и анализ проблематики подготовки квалифицированных кадров,
- Проблематика ресурса для учебных и служебных работ образовательных учреждений,
- Ресурсный центр и территориальный строительный комплекс...


(2)
- Если оставить в стороне неприкрытое ханжество или напускную скромность, то следует признать, что при подобном дисквалифицировании, подстегиваемом местной системой образования, ульяновская территория (симбирская земля) заслуживает откровенного сочувствия. А призвание предпринимательства, если по Максу Веберу, и состоит в принятии на себя ответственности за хозяйственное благополучие территории (земли).
 
© СИГМА-СИ и PRISS-laboratory, 04 января 2009