..технологии поставок и снабжения
 
     
главная / учеба BOSCH на площадке Профессионального училища №2, 2009, февраль 10-13 / иллюстрации

УЧЕБА В ФОРМАТЕ BOSCH (2)
НА ПЛОЩАДКЕ БУДУЩЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
ИЛИ ПРОБЛЕМЫ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОФТЕХА
2009, февраль 10-13, Ульяновск, Профессиональное училище №2
смотри также материал
УЧЕБА В ФОРМАТЕ BOSCH на площадке будущего центра профкомпетенций для строительства ИЛИ ЗАДАЧИ РЕИНЖИНИРИНГА ПРОФТЕХА
2008, октябрь 19-20, Ульяновск, Профессиональное училище №2

19 декабря 2008г. был подписан Договор, а уже 10-13 февраля в рамках этого Договора о сотрудничестве между министерствами образования и строительства Ульяновской области и компанией "Роберт БОШ" состоялось первое мероприятие. Договор еще имеет, кроме официального, сугубо рабочее название - пилотный проект. А следовательно, помимо как бы дипломатичных целей, имеет безусловно конкретные рабочие задачи. Их конкретность и актуальность заставляет специфицировать их как проблему - проблему реинжиниринга отечественного профтеха (пока в лице отдельно стоящего ПУ-2).
"Проблемы" - не дань модному слову, а простое напоминание исторического факта. Нынешний российский профтех закладывался в 40-50-е годы прошлого века. Имеются за более полувековой период и новации - в виде капитальных строений, отчасти сменивших совсем уж доисторические здания. Вот и все "новации". Можно перечислять множество экзотичных фактов, характеризующих нынешний профтех, но я ограничусь одним. Из школ сегодня не идут (по доброй воле) в ПТУ или техникум, идут в университет. А из университета, а также из ПТУ и техникума (все же и там учится энное количество) не идут на завод, особенно построенный в те же 40-50-60-е г.г. Вот вам и проблема реинжиниринга профтеха. Об университетах промолчу, в отличие от профтеха сами роют себе могилу (туда им и дорога).
Четыре дня - с 10 по 13 февраля - и были посвящены попыткам определить, где же зарыты проблемы профтеха: в нем самом, в перекосе с высшим образованием или в состоянии нашего прома? А м.б. проблема в особом замесе этих трех факторов? А м.б. какие-то вообще не выхватываются глазом?
Через учебу прошли представители практически всех учебных заведений Ульяновской области строительного профиля.

Были использованы две площадки обучения: собственно учебная, в помещениях ПУ-2 и производственная - на строительной площадке.
Ольга Карандина (комания "Роберт Бош") дает установку на учебу.  Вячеслав Плешаков (комания "Роберт Бош") готов к работе на результат
В этом был свой замысел: переставить привычное - "теория, потом практика" - с головы на ноги. Но не все так просто. Утвердившаяся с "незапамятных" времен организация учебного времени еще долго будет держать профтех. Следовательно, знания и техника строительных работ не будут реально востребованы, а будут по-прежнему "накачиваться" в слушателей.
Вот и еще один штрих к проблеме реинжиниринга профтеха.
Вот он - главный результат обучения
Он указывает на то, что дело не только и не столько в техническом перевооружении учебных заведений, сколько в их методической переориентации. Трескотня по поводу инновационных образовательных программ есть лишь трескотня. Не будем придавать ей особого значения. Ну, надо же было найти формальный прием распределения денег по нацпроекту "Образование", вот и нашли - наличие т.н. инновационной образовательной программы.
Ольга Карандина (комания "Роберт Бош") дает установку на учебу.  Вячеслав Плешаков (комания "Роберт Бош") готов к работе на результат

Конечно же, в
общей массе бумажных инновационных программ наверняка найдутся две-три вполне рабочих. Вот только найти их будет совсем не просто, как иголку в стоге сена.
©
СИГМА-СИ и PRISS-laboratory, 03 марта 2009
(дальнейший материал готовится к размещению)
При этом, самый разумный подход к поиску - это пока забыть на время, что нас где-то ждут, не дождутся сокровища и клады. Но вспомнить про себя - почему меня самого, т.е. местный профтех, кто-то не рассматривает в качестве кладезя методических новаций, современной постановки учебного дела, эффективной модернизации его технической базы, оптимальных кооперационных и партнерских связей и много чего другого, обеспечивающего нормальное функционирование и посильное развитие столь важнейшей отрасли народного хозяйства.
Учеба, проводимая тренерами BOSCH, позволяет нам поставить выше приведенные вопросы не столько как моральные, но прежде всего как организационно-практические. А главное, как указывающие на варианты верных ответов. Почему этого не демонстрирует форма и содержание обучения, практикующегося в сегодняшнем профтехе? А почему учеба, проводимая тренерами BOSCH, способна и поставить верные вопросы и наметить правильные ответы?
Представляется, что собака здесь зарыта в стандартах. И дело не в том, что как указано в Соглашении о сотрудничестве, тренеры BOSCH обязуются проводить обучение и проводят его в соответствие со стандартами мирового уровня. Мол, им-то богатеньким что это стоит...
Мы возражаем против такого ходульного понимания любого стандарта, не говоря о мировом. Стандарт - богатство, но особого рода, организационного прежде всего. Почему сначала организационного, а уже затем технического? Ответ банален - сначала необходимо договориться со всеми будущими клиентами, которые привиделись в связи с той или иной технической задумкой.
Вот эта договоренность о ценности для клиентуры и разных контрагентов предлагаемой технической задумки и составляет сущность стандарта. Любого. Чем выше уровень договоренности о производстве, эксплуатации, поддержке и пр. дел, связанных с жизнью технической задумки, тем выше уровень стандарта. Договорились со всем миром - стандарт мирового уровня. Не удалось ни с кем договориться - стандарт самого что ни на есть низкого уровня, стандарт для себя (вот только вряд ли и сам последуешь такому стандарту).
BOSCH договорился почти со всем миром. "Почти" - потому что остались еще мы, российский профтех, который пока никак не рассматривается в качестве представителя мирового сообщества, посвятившего себя производственному обучению. Это не натяжка об отсутствии договоренности, а констатирующий факт. Российский профтех, включая наш местный, все еще на подступах к своим собственным договоренностям с ближайшими контрагентами (местной промышленностью и местным бизнесом). Это значит, что сначала необходимо ввести и освоить стандарты регионального значения. Не имея подобного опыта все мировые стандарты будут лететь мимо нас, т.е. российского профтеха.

© СИГМА-СИ и PRISS-laboratory, 24 марта 2009